Музей Марка Шагала
Беларускi english deutsch francais русский

Валерий Шишанов. Об утраченном потрете Марка Шагала работы Юрия Пэна



Об утраченном портрете Марка Шагала работы Юрия Пэна

 

Юрий Пэн был плодовитым мастером портрета и к одной и той же модели мог возвращаться неоднократно. Среди сохранившихся портретов учеников художника известны два портрета Иезекиеля Мальцина (1)  (оба находятся в Витебском областном краеведческом музее, далее - ВОКМ), Льва (Лейбы) Шульмана (2) (оба находятся в ВОКМ) и Иосифа Туржанского (3) (по одному - в ВОКМ и Национальном художественном музее Беларуси, далее - НХМ РБ).

До последнего времени широкую известность получил только один из портретов Шагала работы Пэна (около 1915 г., НХМ РБ) (4),  на котором Марк изображен в шляпе, с палитрой в руках. Но он был не единственным. Изучение архивных документов позволяет говорить о том, что в свое время список портретных пар не ограничивался тремя учениками.

Так, в описи, составленной 17 февраля 1937 г. Комиссией по делам искусств при СНК БССР (еще при жизни Ю. Пэна), встречаем уже упомянутые портреты Шульмана (5),  а также по два портрета Оскара Мещанинова (6),  Рувима (Ильи) Мазеля (7)  и Марка Шагала (8).  По акту, датированному 29-31 мая 1939 года (9),  портреты были переданы Витебской картинной галерее имени Ю. М. Пэна (открылась 12 июня 1939 г.). В списке картин, находящихся в запаснике галереи, находим более подробные сведения о портретах Шагала: «16. "[Портрет] художн[ика] Шагала" холст масл[о] 56 х 41», «237. "Портрет худ[ожника] Шагала" карт[он] масло 49 х 69» (10). 

Что собой представлял второй портрет Шагала, можно было бы только догадываться, если бы не опубликованный недавно рисунок с него Еремея Школьника (1907-1986). Школьник учился у Ю. Пэна в начале 1920-х годов и вспоминал следующее: «Я рисовал у Пэна только карандашом. Рисовал гипсы, включая голову Давида Микеланджело, копировал несложные картины и портреты, выполненные художником. Однажды Юрий Моисеевич предложил мне нарисовать с написанного им портрета его ученика, художника М. Шагала. Пэн его характеризовал как необузданного человека, но очень талантливого художника. Молодой Марк Шагал был красивый и привлекательный мужчина. (Не случайно большой портрет Шагала был на долгое время выставлен в витрине лучшего фотографа города Маковского)» (11).

Вертикальная композиция рисунка Школьника заставляет усомниться в размерах, указанных в списке картин галереи Ю. Пэна. Если в первом случае («56 х 41») они неплохо накладываются на портрет из НХМ РБ (57,5 х 42 см), то во втором («49 х 69») обнаруживается несоответствие. Но сравнение параметров, сохранившихся работ, с их размерами по списку дает основание говорить, что при описании не соблюдалось правило указывать высоту на первом месте. Например, размеры «Портрета художника Туржанского» - «53 х 72» (12).  В действительности - 71 х 56 см. Таким образом, очевидно, что и в случае с портретом Шагала числа следует поменять местами - 69 х 49 см.

Знакомство с «копией» портрета Шагала послужило толчком к более внимательному рассмотрению произведений Пэна, на втором плане которых в интерьере можно увидеть другие его картины. И обнаружилось, что изображение утраченного портрета присутствует на автопортрете Ю. Пэна «Завтрак» (около 1932 г., НХМ РБ) (13)  - это вторая картина слева в верхнем левом углу полотна.

Но лучше (хотя и не полностью) картина видна на картине Ю. Пэна «Автопортрет в шляпе» (1922 г., НХМ РБ). Портрет Шагала занимает весь верхний левый угол и уходит за край холста. Причем, он дается в зеркальном отражении (лицо повернуто влево). Это можно объяснить тем, что Ю. Пэн прибегнул к известному приему и писал свой портрет, глядя в зеркало. Не случайным представляется и то, что художник не ограничился туманным наброском, а довольно отчетливо прописал образ своего самого известного ученика и расположил картину так, что его изображение проецируется на Шагала, вероятно, желая тем самым подчеркнуть преемственность между учителем и учеником, свое продолжение в нем.

Точная датировка утраченного портрета вызывает затруднения. Известные фотографии, на которых Марка Шагала можно увидеть в аналогичных предметах одежды, датируются в промежутке от 1910 до 1917 г., но снимка, полностью соответствующего портрету по всем трем предметам (пиджак, галстук, рубашка), не выявлено.

Отметим и то, что есть основания включить с состав иконографии Марка Шагала еще два изображения, хотя такой прирост и получился за счет дублирования одной и той же картины на автопортретах Ю. Пэна.

Валерий Шишанов,

г. Витебск, Беларусь

 

1. Дашковская Т. «Передайте ему мой привет...» // Шагаловский международный ежегодник, 2004: В 2-х т. Витебск, 2005. Т.1. С. 28-33. Портреты поступили в ВОКМ из собрания И. Мальцина.

2. Репродукции см: Казовский Г. Художники Витебска. Иегуда Пэн и его ученики. = Kasovsky G. Artists from Vitebsk. Yehuda Pen and his pupils. Москва: «Имидж», 1992. Т.II. [Шедевры еврейского искусства= Masterpieces of Jewish Art]. В 1992 г. портреты Л. Шульмана были переданы из НХМ РБ в ВОКМ.

3. Там же. В 1992 г. один из портретов был передан из НХМ РБ в ВОКМ.

4. Там же.

5. Государственный архив Витебской области (далее - ГАВО), ф. 1947, оп. 1, д. 79, л. 10, 14 (№ № 289, 402).

6. Там же, л. 10, 12 (№ № 271, 360).

7. Там же, л. 10, 21 об. (№ № 277, 654).

8. Там же, л. 17, 23 (№ № 514, 718).

9. ГАВО, ф. 1947, оп. 1, д. 99, л. 7 об, 8 об, 9 об, 11, 13 об, 14 об.

10. ВОКМ, н/а, ед.хр. 927/6, л. 1, 5.

11. Школьник Е. Витебск моей юности. Публикация О. Н. Ермаковой // Наше наследие. 2005. № 75-76. С. 184, 185.

12. ВОКМ, н/а, ед. хр. 927/6, л. 5. № 210.

13. Репродукцию см: Скарбы Нацыянальнага мастацкага музэя Рэспублікі Беларусь. Мінск: ООО «Белпрынт», 2004. С. 81.

 

Бюллетень Музея Марка Шагала. Вып. 14. Витебск, 2006. С. 110-111.

 

Рисунок Е. Школьника с портрета М. Шагала работы Ю. Пэна.

Ю. Пэн. Автопортрет в шляпе. 1922 г. 

 
На главную
Сайт обновлен в 2008г. за счёт средств гранта Европейского Союза





© 2003-2008 Marc Chagall Museum
based on design by Alena Demicheva